MAU TOWER

April 03, 2024 • Automation

В процессе постиндустриального перехода происходят качественные изменения — переход от количественного насыщения всех отраслей человеческой деятельности средствами и системами автоматизации к изменению самих качеств подобных систем.

Так, исследовательская и консалтинговая компания Gartner в ходе Gartner IT Simposium 2020 в виде передовой технологической тенденции представила то, что она назвала гиперавтоматизацией.

Гиперавтоматизация (англ. Hyperautomation) — совокупность трёх составляющих: машинного обучения, программного обеспечения и классической автоматизации при выполнении определенных работ 1.

Гиперавтоматизация расширяет возможности автоматизации бизнес-процессов, делая их значительно более эффективными, по сравнению с возможностями традиционной автоматизации. Гиперавтоматизация призвана заменить человеческое участие в как в физических, так и в цифровых задачах, в том числе в процессах, требующих принятия решений 2.

Предложенное понятия гиперавтоматизации может, на первый взгляд, показаться некоторым очередным маркетинговым «баззвордом», ничего не значащим в научно-практическом плане. Действительно, мы стали очевидцами, как на волне «хайпа», поднятого в последние годы вокруг интеллектуальных систем управления, возникает много «пустых» названий, предназначенных только для привлечения внимания публики. Однако, нам представляется, что именно с гиперавтоматизацией дело обстоит как раз противоположным образом: а именно то, что оно вполне имеет право на научное существование. Гиперавтоматизация отражает именно те сущностные изменения, которые касаются обозначенной нами коренной, качественной перестройки самой парадигмы автоматизации, на основе суммы уже накопленных количественных результатов.

Во-первых, системы автоматизации становятся из комплексных, объединяющих разнородные элементы, средства и подсистемы, интегрированными — обеспечивающими уже системные свойства эмерджентности, несводимости системы автоматизации к простой сумме её компонентов,

Во-вторых, системы становятся всё более открытыми — взаимодействующими в ходе своей деятельности не только внутри информационной и социальной системы одного предприятия, или круга заранее определенных взаимосвязанных предприятий-контрагентов, но и изначально рассчитанными на взаимодействие с теоретически неограниченным кругом взаимодействующих субъектов — как правило через среду глобальной информационной сети, для чего разрабатываются стандартизованные интерфейсы прикладного программирования (API),

В-третьих, системы из автоматизированных (требующих непосредственного участия человека в управляющих циклах) становятся истинно автоматическими (спроектированными не только на поддержку принятия управляющих решений, но и на самостоятельное принятие решений в рамках заданных управляющих циклов).

Одним из ключевых в понимании развития управления бизнес-процессами и его автоматизации в современных корпорациях является понятие киберцентра (кибернетического центра) предприятия.

Киберцентр или автоматический центр принятия решений 3 — это интегрированная автоматическая управляющая система, представляющая собой совокупность технических, программных, аппаратных средств и взаимодействующего с ними персонала, обеспечивающая функционирование основных циклов, управляющих бизнес-процессами на основе автоматического принятия решений без непосредственного участия человека.

Следует сразу отметить, что неверным является распространённое «обывательское» представление о киберцентре, как о некоей совокупности или даже некотором здании или помещении, подключенном к большому количеству линий связи, наполненному вычислительной техникой, на которой происходит исполнение каких-либо аналитических или управляющих приложений и находятся лица, принимающие решения и другой персонал. Киберцентр — это не сумма, а система, прежде всего — система управления, интегрирующая в себя как программно-аппаратные, так и человеческие ресурсы (персонал), предназначенная для интеграции управления всеми бизнес-процессами предприятия или организации.

Неверным является понимание киберцентра и в качестве структурного подразделения предприятия, корпорации, и в качестве какой-либо информационной технической системы или программно-аппаратного комплекса. Киберцентр — это сложная социально-техническая система, включающая в себя как социально-экономические, так и технические элементы и их совокупности.

Ключевые задачи, которые решает киберцентр, как ядро информационно-управляющих систем, автоматизирующих все (либо все ключевые) процессы предприятия:

  • интеграция управляющих систем (как АСУ, так и основанных на неавтоматическом управлении персоналом и его деятельностью) в единую информационную и управляющую систему,

  • автоматизация операционных бизнес-процессов в полностью автоматическом виде (подчинение автоматическим управляющим циклам),

  • автоматизация управляющих бизнес-процессов (в т.ч. стратегического менеджмента и корпоративного управления) до уровня, обеспечивающего необходимость участия лиц, принимающих решения лишь в задачах, требующих непосредственно вопросов разрешения, с высокой долей поддержки принятия решения автоматическими информационными системами кибер-центра,

  • автоматизация поддерживающих бизнес-процессов на любом необходимом уровне,

  • создание и поддержание тезауруса системы, т. е. семантической подсистемы, системы знаний о мире, которая необходима для принятия и обработки (понимания) информации 4 5 6.

В следующих публикациях мы более подробно раскроем как теоретические основы создания киберцентров, так и практические способы их проектирования, синтеза соответствующих управляющих систем, разработки и внедрения необходимых решений, и те результаты, которые мы на практике получаем, используя их.

Литература

  1. Peter High. Gartner Announces Top 10 Strategic Technology Trends For 2020 // Forbes / https://www.forbes.com/sites/peterhigh/2019/10/21/breaking-gartner-announces-top-10-strategic-technology-trends-for-2020/ 

  2. Harry Menear. Gartner tech trends 2020: What is hyperautomation? // www.gigabitmagazine.com / https://web.archive.org/web/20191203113506/https://www.gigabitmagazine.com/ai/gartner-tech-trends-2020-what-hyperautomation 

  3. Гильбо Е.В.. Постиндустриальный переход и мировая война. Тенерифе, 2013. 

  4. Шрейдер, Ю.А. Системы и модели // Ю.А. Шрейдер, А.А. Шаров. М. : Радио и связь, 1982. – 152 с. 

  5. Чернавский, Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации) / Д.С. Чернавский. М. : Едиториал УРСС, 2004. – 288 с. 

  6. Чернавский, Д.С. Распознавание и мышление / Д.С. Чернавский, М.Н. Чернавская, В.П. Карп, А.П. Никитин // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М. : Прогресс –Традиция, 2004. – С . 184-207. 

Также в блоге

  1. Photo of Словарик нашей терминологии

    Словарик нашей терминологии

    May 07, 2024 • General

    В нашей работе мы иногда применяем профессиональные термины, не всегда очевидно понятные для неподготовленного слушателя. Дело в том, что мы стараемся не использовать пустые, красиво выглядящие маркетинговые «баззворды» (которые в СМИ так или иначе растиражированы, и все в деловом мире «делают вид», что их понимают). Вместо этого мы применяем чёткую, научно и технически обоснованную терминологию: слова, которые имеют однозначное определение и толкование. Однако их некоторый «минус» в том, что не все знают их значение. Не волнуйтесь — ведь это, вообще говоря, нормально для человека, не являющегося экспертом в предметной области. Мы приводим здесь небольшой словарик терминов, для того, чтобы сразу стало понятно значение любого непонятного термина, встретившегося в наших текстах.

Читайте наш блог. Вас ждёт полезная информация по всем сферам нашей работы.